ОПРОС КРЕАТИВНЫХ ДИРЕКТОРОВ КАЗАХСТАНА

В рамках нашего расследования понятия «креатив» и всего, что с ним связано хорошего, Школа Практической Рекламы А-3 провела опрос креативных директоров Казахстана. Суть его очень проста — нам очень интересно было понять кого называют креативным сами креативные директора. Ведь это очень важно как для подрастающего поколения, которые хотят попасть в мир рекламы, так и для тех, кто не первый год уже работает в нем или сталкивается с ним. Да что там, это важно и для самих креативных директоров, не торопясь подумать о сложных вещах.

Опрос проводился в два этапа. На первом этапе нам важно было понять какие награды есть в казахстанских агентствах. Ко второму этапу прошли только те, у кого есть значимые награды связанные с креативом и те, кто отреагировал на наш запрос. Все запросы отправлялись на официально озвученные электронные адреса и телефоны, несмотря на личное знакомство со многими директорами и владельцами агентств. Сделано это было неспроста — нам очень было интересно увидеть, как работают коммуникационные потоки в коммуникационных агентствах. Предвосхищая вопросы, ответим сразу — коммуникационные потоки работают неважно. На официальные запросы не отреагировал практически никто. Пришлось прозванивать офис менеджеров и самих директоров.

Агентства на первом этапе:

  1. Diamond Creative Studio
  2. Good!
  3. Openeyes DDB
  4. STYX Group
  5. Big Idea Group
  6. Movators
  7. FCB MA
  8. McCann Erickson
  9. Tengri/Saatchi & Saatchi
  10. G-Force/Grey
  11. Crea/Y&R
  12. Panda
  13. TBWA
  14. StarMedia
  15. Madgroup
  16. BBDO
  17. JWT/DASM
  18. Leo Burnett Kazakhstan

Ко второму этапу прошли только:

  1. TBWA CA (Креативный директор Juan Pablo Valencia)
  2. McCann Erickson (Креативный директор Сергей Радионов)
  3. STYX Group (основатель агентства — Георгий Кельберг)
  4. Openeyes DDB (Креативный директор — Ольга Огай)
  5. G-Force/Grey (Креативный директор — Илья Тимофеев)

Некоторые агентства «отвалились» в виду отсутствия креативных наград, кто-то проигнорировал наше обращение. Поэтому, в финал прошли только заслуженные участники.

Понятное дело, что для опроса желательно иметь больше участников с заслугами, поэтому мы постарались найти ответы на некоторые наши вопросы у креативных топ-менеджеров таких глобальных агентств с очень ценными наградами как Leo Burnett USA (Susan Credle, Chief Creative Officer), Saatchi & Saatchi New York (Con Williamson, Chief Creative Officer), BBDO North America (David Lubars, Chief Creative Officer). А заодно решили узнать мнение очень авторитетного креатора David Droga из Droga5.

1. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОНЯТИЮ «РЕКЛАМА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БОЛЬШАЯ ИДЕЯ»?

Георгий Кельберг: Не согласен с таким утверждением. Попытка идеализировать или добавить пафоса Рекламе на уровне изначального определения, на мой взгляд, приведёт к искажению смысла этого понятия. Реклама – это информация о продукте, которая помогает его продавать! А как она это делает – с помощью Большой Идеи, Маленькой или вообще без неё – это уже другое дело. Да, может это и звучит странно, но реклама “без Идеи” может продавать. До тех пор, кстати, пока в ней есть нужная потребителю информация о продукте.

Juan Pablo Valencia: Я согласен, но не на 100%. По-моему мнению, это прекрасная концепция, но затертая до дыр бездумным употреблением. Мы не должны забывать, что большая идея не может существовать без надлежащего исполнения. Исполнение становится таким же важным, как и сама большая идея!

Если мы будем пренебрегать этим, тогда никогда не сможем воспользоваться той мощью, которую многие бренды и продукты получили благодаря идеальной реализации той самой большой идеи.

Так или иначе, я думаю, что креативная идея «не может быть креативной, если она не продает». Не надо забывать, что «ЧТО сказать» всегда идет вместе с «КАК сказать», и именно исполнение идеи позволяет отличить один продукт или бренд, представляющий большую идею, от другого.

Сергей Радионов: Большая идея — рождает множество идей, но мне ближе понимание, что “идея должна быть шире рекламы”.

Илья Тимофеев: Положительно. Но, к сожалению, это понятие в жизни встречается реже. Чаще приходиться сталкиваться с другими понятиями: некомпетентность участников процесса, желание впарить а не создать, ну и банальное освоение бюджетов с безотказной откатностью.

Ольга Огай: С применением к нашему рынку — сомнительно. После кризиса рынок более-менее оправился в денежном выражении, но сильно сдал именно в плане идей. «Просто, прямо и понятно» — вот девиз тотальной доли нынешних рекламных кампаний. Особенно грустно видеть рекламу банков, с их вечно улыбающимися людьми (символизирующими надежность) и пальмами (символизирующими кредиты). Или – хуже того – с синими пачками денег, кочующими из кампании в кампанию с явной миссией НЛП.

Но если рынок более развит и искушен, тогда  «большая идея» — действительно, единственный разумный и самый дешевый способ заявить о продукте.

2. ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕАТИВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КТО ЭТО?

Георгий Кельберг: Креативный человек – любознательный человек с запасом знаний, значительно превышающим средний уровень знаний своих сверстников, и умеющий видеть и строить необычные, новые связи между обычными предметами и явлениями.

Звучит, конечно, суховато, но отражает суть понятия в моём представлении

Juan Pablo Valencia: Я думаю, что пока не существует стереотипа креативного человека, и поэтому не будет очень правильным пытаться определить его. Хотя сегодня существует очень много мифов о том, как должен выглядеть или вести себя креативный человек.

Некоторые люди уверены, что быть креативным — это значит привлекать к своей внешности много внимания, или быть чрезвычайно смешным, или же делать эпатажные выходки, напиваясь до безумия, или поздно приходить на работу и т.д. Но, в реальности ничто из этого не имеет общего с креативным человеком, несмотря на то, что с ним такие вещи иногда происходят.

Мне кажется, что креативная личность (и не обязательно в рекламе) — это личность, которая смотрит на обыденные вещи под другими углами. Это личность, которой всегда есть что сказать, поделиться, показать. И, очень часто, креативные решения такой личности означают риск для основной массы людей. В любом случае, очень сложно дать определение креативной личности, хотя есть некоторые вещи, которые характерны таким людям: они всегда готовы принять вызов и разделить риск; они проактивны (ищут не всегда удобные решения вместо того, чтобы требовать решений от других); у них большие амбиции на то, чтобы изменять привычные вещи, так как они понимают, что улучшить можно всё; и еще одна вещь, которая контрастирует с мифической фразой о том, что креативный человек — это 99% вдохновения и 1% тяжелой работы — они редко сдаются и очень много работают!

Сергей Радионов: Это талантливый интеллектуал.

Илья Тимофеев: Человек с горящими глазами, которого хлебом не корми, а дай что нибудь придумать. Ну а если серьезно, то это обладатель сразу нескольких качеств: хорошая фантазия, умение мыслить визуальными образами и играть словами, способность к аналитике, незашоренность, амбициозность и перфекционизм по отношению к собственной работе.

Ольга Огай: Тот, кто думает не двухмерном пространстве, а как минимум в 3D. То есть, видит любую вещь больше, шире и объемней.

Вот лежит на полке бутерброд. Все идут и думают: кусок хлеба с маслом. А креативный человек думает: а вдруг у него сзади корочка пригорела? А если намазать на него джем – что получится? А если сверху джема – сыр? А кто его здесь оставил? А зачем? А может, это акция по борьбе с вымиранием бутербродов по всей планете? А кто эту акцию организовал?

Susan Credle: До недавнего времени мы недооценивали необходимость в блестящем копирайтинге и художественной постановке рекламных идей (art direction). У меня есть любимое выражение: «Умение просто быстро печатать не делает тебя хорошим писателем». За последние 10 лет технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что начали отвлекать нас от самого главного — от идей. Оттачивание креативности скоро снова станет более важным, чем умение управлять технологиями. Я встречала много людей, которые могли бы стать очень успешными в рекламе, если бы им объяснили, что они просто фантастические рассказчики. Умение рассказывать истории — вот отличительная особенность креативного человека.

Con Williamson: Что мне нравится в нашем с вами времени, так это то, что с инструментами, которые есть сегодня у наличии у рекламистов вы можете реализовать свою идею намного быстрее и проще, чем раньше. Но важно, чтобы была идея. Для меня креативный человек характеризуется способностью реализовывать свои идеи. Очень часто мы видим это среди молодых креаторов, которые могут снять видео с бюджетом в $7.

3. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ, КРЕАТИВНЫЙ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИШЕЛ К ВАМ НА СОБЕСЕДОВАНИЕ?

Георгий Кельберг: Собеседование не самое, как ни странно, лучшее место и время проверять человека на креативность. Мы, скорее, пытаемся сложить общее представление о кандидате, как о человеке, включая и отношение к работе и понимание того, что мотивирует человека каждый день, и то, ради чего он выбрал себе путь креатора. И  хоть иногда мы применяем быстрые творческие упражнения, которые должен решить кандидат, показав свои навыки прямо здесь и сейчас – настоящий потенциал креативности можно увидеть уже в первом же рабочем проекте. Поэтому мы стараемся внимательно смотреть ранее сделанные работы, представленные кандидатом. Даже подбор работ в портфолио может многое сказать о самом человеке – некоторые показывают ворох работ, как подтверждение своей профессиональной состоятельности, другие стараются показывать только самые интересные с их точки зрения работы – даже те, которые не были одобрены клиентами.

Второй подход мне лично больше импонирует.

Juan Pablo Valencia: Ну, понятное дело, что первое впечатление говорит о многом, но не о всем. И, принимая во внимание, что мы работаем в мире коммуникаций, в этом случае требуется открытый разговор, чтобы понять, кто это за человек и каковы его ожидания.

Например, для меня является ключевым понимание причины, по которой человек пришел на интервью именно в наше агентство. Человек ищет просто работу или же работу именно у нас — там, где он сможет реализовать свой потенциал и развить свой талант, благодаря тому, что у нас схожие взгляды на жизнь?

После этого, конечно же, знакомство с портфолио и со способом его подачи. Для меня — это очень четкий индикатор, насколько серьезно человек настроен работать именно у нас. Всегда есть время для адекватной подготовки к интервью, особенно, когда ты сделал предварительную работу и знаешь, куда ты идешь и с кем ты будешь разговаривать. Соответственно надо собрать свои лучшие работы, примеры идей или того, во что ты веришь и что, по твоему мнению, отличается от всего остального на рынке.

Иногда, меня очень удивляет, что арт директора или дизайнеры, которые хотят работать у нас, вместо того, чтобы показать свои работы высылают свои резюме, полные слов, включая описание своих образовательных курсов. Да, это хорошо — понимать, что перед тобой профессиональный человек, но намного лучше — убедиться, что этот человек со всем своим профессиональным и личным багажом точно сможет пойти в едином креативном направлении с агентством.

Сергей Радионов: Быть или казаться? На собеседовании это сразу видно.

Илья Тимофеев: По тем самым глазам, по делам, по голосу.

Ольга Огай: В большей степени – по речи. В меньшей – по портфолио, поскольку никогда нельзя быть до конца уверенным в том, что эти работы действительно были созданы этим человеком. Несколько раз я видела, например, одни и те же ролики в портфолио пяти разных креаторов, причем каждый из них уверял, что это он придумал.

Так вот – о речи. Креативный человек ни в устной, ни в письменной речи  не употребляет избитых слов и фраз. Изъясняется просто, без кудрявых нарядностей. Может рассказать смешной анекдот. Быстро реагирует на шутки, цитаты и даже колкости. Парирует. Относится к себе иронично. Может придумать что-то на ходу: легко и вполне качественно.

4. ЧТО В ПОРТФЕЛЕ ТАКОГО КРЕАТОРА ВАС ЦЕПЛЯЕТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Георгий Кельберг: Цепляет “…то, что по-новому связывает хорошо известное” ( см. пункт 2)

Juan Pablo Valencia: Я бы сказал — очень много вещей вместе: хороший вкус, свежие идеи и работы, свой стиль, разносторонность, и способ реализации идей — даже если это сделано студентом. Другими словами, в портфолио вы должны увидеть и почуствовать всю заложенную в него энергию, которую с помощью агентства можно будет увеличить многократно.

Например, иногда вы встречаете хорошие, продуманные портфолио людей с богатым опытом в рекламе, но, когда приходится сравнивать их с портфолио новичков в категории, можно заметить, что у новичков больше свежих идей. Мне становится понятно, что в первом случае нам будет очень сложно убеждать людей улучшать свои идеи. А ведь нам надо всегда улучшать вещи, делать их более профессионально, взращивая таланты.

Сергей Радионов: Искренние и продуманные авторские работы. И отсутствие собственного стиля.

Илья Тимофеев: В первую очередь, подача. По тому, как собранно и подано портфолио, можно уже сделать некий вывод об авторе. Далее, уровень профессионального мастерства и, если конечно есть, наличие именно идейных работ. К сожалению, этим могут похвастать не все…

Ольга Огай: Ролики и наружная реклама, которую я уже видела в эфире и отметила про себя, что мне нравится. Слоганы, построенные на игре слов. Вижуалы с одной простой, яркой,  однозначно читаемой идеей.

Susan Credle: Уверенность в работе с самыми сложными задачами.

5. ВСПОМНИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ПРИМЕР ТАКОГО ПОРТФЕЛЯ.

Георгий Кельберг: О конкретном портфолио говорить не хочется. А о “последнем” — тем более. Но в целом, грустно то, что яркие, запоминающиеся творческие работы чаще обнаруживаются в категории “непринятых клиентом”.  А показывать непринятые работы на собеседовании решаются немногие. Поэтому действительно цепляющих портфолио очень мало.

Juan Pablo Valencia: В нашем креативном отделе есть много новичков, которые соответствуют моим ожиданиям. И теперь я убеждаюсь, что решение взять их в агентство было правильным, так как результаты работы этих людей не заставляют себя долго ждать. Конечно, для этого требовалось и терпение и определенное усилие над собой, но тковы правила игры — ты не можешь выстроить замок за один день. Я уверен, что наши люди чувствуют, что растут в профессиональном плане и вносят свой вклад в общий успех агентства.

Сергей Радионов: Вспомнил! Теперь он работает в McCann.

Илья Тимофеев: Давеча просматривал портфель одного копика — достойно, при этом ничего сверхъестественного: грамотный копирайт четко по задачам и оригинальная подача. Встречались, будем брать. Зимой — портфель дизайнера: не так много работ, уровень мастерства был хорош и опять все решила подача, причем подача резюме! В котором он не просто разместил информацию о себе, он им постарался убедить, почему же все таки именно он нам нужен. Получилось, сейчас у нас, растет, все довольны.

Ольга Огай: Примерно полгода назад, когда мы принимали на работу нашего арт-директора Антона Осипова.

David Droga: Меня зацепил роман молодого писателя о своей жизни, в котором очень интересно было передано его желание работать со мной. Помимо того, что через роман он реализовал свое эго, книга была очень хорошо написана, со здоровым юмором и очень честным отношением — меня это зацепило от корки до корки.

6. КАКИЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ НАВЫКИ ВЫ ИЩЕТЕ В НОВЫХ КАНДИДАТАХ?

Георгий Кельберг: Для тех, кто не прочитал пункт 2, поясняю – главное, в творческом человеке – это огонь любопытства, любознательности и умение быстро и глубоко обрабатывать информацию.

Креативный человек – это не угрюмый, небритый дядька, которого нельзя беспокоить, чтобы его музу не вспугнуть.

Креативный человек отличается постоянным поглощением информации и способностью применять её в решении конкретных задач.

Juan Pablo Valencia: Критерии всегда базируются на требованиях, которые есть в агентстве на момент поиска — на какую позицию, на какие проекты, для работы с каким клиентом и т.д. И далее, с учетом этих критериев я отсматриваю их портфолио.

Для меня главная вещь — это талант человека и его потенциал, но и они ничего не значат, если у человека нет чувства ответственности, амбиций, проактивности, дисциплины и желания расти. Плюс к этому, надо быть просто хорошим человеком и коллегой, потому как успех всего агентства целиком зависит от сильной и близкой по духу команды.

Мы не хотим, чтобы люди просто приходили на работу. Если вы не хотите учиться и расти и если у вас нет страсти к своей работе, тогда лучше вам найти другую работу.

Сергей Радионов: Он должен уметь контролировать свое вдохновение.

Илья Тимофеев: см. пункт 2 + достойный уровень мастерства (дизайнер — ручками, копик — словами, арт-дир или выше — и тем и другим)

Ольга Огай: Ум, неравнодушие  и соответствие формату агентства.

Con Williamson: Нам нужны мультифункциональные люди, как швейцарский нож. Обычно ищут в первую очередь людей, способных создавать идеи, но мы ищем людей с более сложными комбинациями характеристик. Мы берем традиционные роли и добавляем к ним новые характеристики. У нас прежде всего очень много цифровых креаторов (digital creators). Нам важно, чтобы креаторы видели весь мир вокруг идеи, а не только несколько ее сторон, как это принято у традиционных креаторов. Люди, с опытом работы в цифровом мире, по нашему опыту, делают эту работу лучше. Честно говоря, я уже устал от кейсов с классическими видеоработами.

David Lubars: Наши критерии креативной гениальности абсолютно обычные и привычные. Хотя нет, главная вещь заключается в том, что креаторы должны обладать душевностью и не быть козлами. Это ключевой фактор нашего успеха.

7. ПО-ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАСКОЛЬКО ВАЖНО МОЛОДЫМ КРЕАТОРАМ БЫТЬ В КУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КОММУНИКАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ, СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА?

Георгий Кельберг: Любым креаторам это невероятно важно. Ведь речь идёт о каналах и инструментах коммуникации между людьми. То есть передачи информации от одного человека к другому. А реклама это, в первую очередь, Информация, которую один человек хочет (должен) донести до другого человека.

Juan Pablo Valencia: Всё относительно, но очевидно, что это всегда будет большим плюсом и преимуществом, учитывая постоянно меняющееся потребительское поведение в результате появления цифровых медиа и инструментов. Я уверен, что есть много людей, очень хорошо разбирающихся в этих областях, но, к сожалению, они тратят свое время безрезультатно, ограничивая свои способности к росту и развитию своей профессии.

Сергей Радионов: Современные технологии, коммуникационные устройства, и социальные медиа — это естественная среда современного человека, а творческий человек должен жить немного в будущем.

Илья Тимофеев: Молодым креаторам нужно быть голодными до всего, что их окружает и что они могут применить в своей работе. Мировой опыт — для вдохновения и профессионального роста, окружающая действительность — для понимания социальной среды, в которой они существуют и для которой им творить.

В сочетании с личными амбициями и стремлением доказать всем, начиная с себя, что “ты — лучший” это всегда давало и будет давать те самые яркие, оригинальные результаты, которые мы просто называем идеями. Большими идеями.

Ольга Огай: Абсолютно необходимо. Новые медиа и новые гаджеты, во-первых,  способствуют рождению новых идей. А, во –вторых, реклама не может быть эффективной, если она идет за потребителем, догоняет его. Она должна идти либо вровень, либо – что лучше– немного впереди.

8. ВСПОМИНАЯ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ МОЛОДОГО КРЕАТОРА, СЕЙЧАС ВЗЯЛИ ЛИ БЫ ВЫ СЕБЯ НА РАБОТУ?

Георгий Кельберг: Боюсь, что да.

Juan Pablo Valencia: Этот вопрос лучше задать человеку, которые меня впервые нанял на работу. Но, хотя, если бы он увидел результаты моей работы сегодня, он скорее всего сказал бы «да».

Сергей Радионов: Взял бы, при условии быстрого усовершенствования некоторых технических навыков.

Илья Тимофеев: Не раздумывая ни секунды. Порой задумываюсь о клонировании.

Ольга Огай: Думаю, да. Хотя гендерные сомнения одолели бы: да ну, девушка. Лучше бы поискать мальчика-креатора.

Susan Credle: Если я вновь посмотрю мое первое портфолио, то я скорее всего уволю себя.

David Droga: Без сомнения. Я всегда работал как лошадь, уважал других и никогда не был козлом.

9. ПОЖАЛУЙСТА, РАССКАЖИТЕ ВКРАТЦЕ О ТОМ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ВЫ РАБОТАЕТЕ В РЕКЛАМЕ И ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ СВОИМ САМЫМ БОЛЬШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ.

Juan Pablo Valencia: В рекламе я работаю почти 10 лет. Я думаю, что мои самые главные достижения пока не достигнуты — всё ещё в процессе.

Моя работа в самом большом агентстве России, и затем в Казахстане, позволила перевести агентство в разряд самых креативных, профессональных, серъезных и уважаемых, причем не только внутри сети, а также получить статус самого креативного агентства в регионе Центральной Азии и Кавказа. Я думаю, что это можно считать большим достижением.

Плюс, в моем личном портфолио находится около 100 призов международных фестивалей и помимо этого, мои работы были опубликованы в Lurzers Archive, Communication Arts и других рекламных изданиях. Большая часть этих работ была сделана в России и Казахстане, где культура, клиенты, менталитет, история и язык кардинально отличаются от моих родных и привычных мне вещей.

Я считаю, что это еще один хороший знак, указывающий, что хорошие идеи не ограничиваются границами стран и распространяются далеко за пределы наших возможностей.

Сергей Радионов: В рекламе уже больше 15 лет, но уверен, что самое большое достижение у меня впереди.

 

Илья Тимофеев: Рисую — с горшка, пишу — со школы, в рекламе — с конца 90-ых.

Достижения были, но вот беда — идешь к нему и оно кажется большим, а достигаешь,.. и как-то теряться оно начинает в значимости. В общем, на нашем рынке поработал во всех категориях и практически со всеми активными в плане рекламы клиентами. Пока не устал, так что самые большие достижения еще впереди!

Ольга Огай: В рекламе больше семи лет. Мне сложно мерять свою работу такими категоричными мерками, как «самое большое профессиональное достижение». Это у Стива Джобса есть айфон, как великое профессиональное достижение. У Хью Лори – его доктор Хаус.  А у меня – просто работа. Среди тех кампаний, которые особенно приятно показывать клиенту во время презентации – ролики пива Kaizer, о которых абсолютно все думали, что это адаптированная европейская реклама. Недавняя кампания для «Книжного города» с аудио-роликами-загадками: клиент получил шквал положительных откликов и плюс 30% прироста продаж. Презентация Land Cruiser-200, во время которой все наши vip-гости прыгали по камням реки, пробирались по болоту и через снежные и песчаные сугробы.

 

КОММЕНТАРИЙ ШКОЛЫ «А-3»: Для того, чтобы понятия креативность и эффективность еще более прочно вошли в жизнь казахстанских маркетологов, рекламистов и рекламодателей мы выступили с инициативой провести дискуссионную сессию на тему «Как надо готовить свои работы на рекламные фестивали и конкурсы, чтобы их заметило жюри». Участники сессии смогут узнать из первых рук, на что обращают внимание жюри рекламных фестивалей, какие работы-заявки считаются хорошими, какие работы-заявки не имеют шансов на победу и многое другое. Будет достаточно примеров, как хороших работ, так и не очень. Ориентировочная дата — 18 ноября 2011. Место — уютное алматинское кафе или бар (название будет оглашено позднее). Формат сессии — организованный и упорядоченный разговор с жюри Киевского Международного Фестиваля Рекламы и жюри Международной Премии в Сфере Маркетинговых Услуг «Золотой PROпеллер». К желающим попасть на сессию большая просьба — сформулировать свои вопросы, если они отличаются от названия сессии, и оставить их на сайте Школы Практической Рекламы «А-3» — www.a-3.kz. Пожалуйста, используйте кнопку обратной связи.

Удачи всем нам!

Асхат Ускембаев

Директор Школы Практической Рекламы «А-3»

Комментарии закрыты.