БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ: ПРИ ЧЁМ ТУТ КАМНИ?

Любопытно, наш рекламный ландшафт напоминает мне ландшафт географический. Посмотришь на страну — везде плоско и пусто, а там, где горы – какие-то амбициозные неровности! Еще молодые, угловатые.

Ну какой с молодых спрос? Не спросишь же, где наши инновационные продукты, яркие международные сделки, Каннские награды, ассоциация, профсоюз, молоко за вредность, дневник и сменка? Куда алга, Glorious Kazakhstan?

Проводя домашнюю работу и разговаривая с коллегами индустрии о насущном, слышу все те же версии: студии мечтают о перевоспитании агентств, агентства – о перевоспитании клиентов. А что же клиенты? Клиенты молчат, в дискуссии не участвуют, не берут трубки и не отвечают на письма. Мы называем такие послания «письмами смерти» — они никогда не вернутся обратно, не принесут новостей.

В рекламной пищевой цепочке так было не всегда. Звезды были, да сплыли, а вот виноватых хватало и вчера и сегодня. Как у нас принято говорить, «мы — работники сервисных компаний, а это значит,  клиент — всегда прав». О, да, клиент голосует тенге или валютой и мы очень хорошо знаем цену «мира». В таком стрессе выгоднее замять проблему (промолчав, уступив), чем по-настоящему в ней разобраться.

Агентство думает: — Если что-то пойдет не так, заменим дизайнера (менеджера, стратега или даже директора!).

Студия: — Накажем себя, сработаем в ноль.

Клиент: — Никому не заплатим, поменяем всех!

Все ищут мира по-своему незатейливо. Наверное, поэтому агентства, работающие с мировыми лидерами, едва сводят концы с концами; студии снимают материал на собственные деньги; а клиенты ищут профессиональное счастье где-то там, где хорошо без нас.

Вы заметили, в нашем поражении всегда виноват кто-то другой? А еще лучше – другие обстоятельства: текучка кадров, недоразвитый рынок, незрелая аудитория, слишком маленькое население – говорят, при наших 16 миллионах совсем невыгодно делать бизнес (интересно, есть ли жизнь на Марсе в Эстонии, например, с их населением  в 1 286 540 человек?).

Легко осуждать плохого клиента или бестолкового креатора. Но парадокс в том, что никто из нас не рождается профессионалом, но становится им, если очень захочет. А став профессионалом, несет ответственность за ту работу, которую выполняет.

В этом разница между развитым и развивающимся миром.

Перефразируя Майка Монтейро, основателя Mule Design и очень прямолинейного человека (вы могли слышать его манифест “Fuck you, Pay me”), основная задача специалиста по коммуникациям – найти правильный язык для общения со своим клиентом. Когда вы говорите, что клиент «не понимает», это означает: «Я не нашел способа донести до клиента свою точку зрения. Я ленивый специалист. Пожалуйста, заберите у меня всех моих клиентов». Одинаково справедливо для всех.

Давайте по-честному! Отправляли презентацию по почте вместо того, чтобы продавать лично? Звонили, когда полезнее было ехать? Не разобравшись с собственными целями и задачами, сваливали в агентство задание «сделай то, не знаю что» (подкрепив финансовым рычагом)? Сопротивлялись созданию брифа? Не любили свои идеи? Не принимали и не оплачивали работу, потому что «мне не нравится»?

Можете сами продолжить список этих милых пустяков, на которые у местных профессионалов никогда нет времени.

К слову о времени, однажды в агентстве мы провозгласили месяц тайм-менеджмента. Под впечатлением от прочитанной литературы, я каждый вечер собирала краткие рекомендации и по утрам отправляла их по почте команде, так что к концу месяца накопилось 24 письма. На свои вопросы «Ну как, сейчас больше успеваете? Разгребли завалы? Удалось ли что-то применить?» я слышала один и тот же ответ – «У меня нет времени заниматься тайм-менеджментом».

Нет времени заниматься тайм-менеджментом? Дайте-ка подумать.

Но ведь тогда у вас нет времени, чтобы остановиться и поразмышлять над проблемой или подготовиться ко встрече — придти раз в жизни на мозговой штурм с готовыми идеями и взрослыми аргументами для их защиты. И нет времени на почитать, расслабиться, завести новые знакомства. Совершенно ясно, нет времени, чтобы выучить английский. И, какая жалость, точно нет времени, чтобы разобраться в продукте или измерить наконец результаты рекламной кампании. Про «ответить на просьбу в письме» даже как-то неловко писать.

Извините, а на что тогда вы тратите свое время?

Хотя, наверное, это не мое дело. Действительно, это личное дело каждого. И каждый сам решает, брать ответственность за изменения или нет, любить или ненавидеть, экспериментировать или критиковать, жаловаться или меняться. Можно и как в рекламе Хонды: “Hate something – change something”.

Не знаю, как вы, но я не верю в сказочки: на наших горных отвесах вдруг никогда не вырастут овощные плантации. Я больше доверяю лопатам, рассаде и навозу. А вы как хотели? В любой работе не обойтись без навоза.

Посмотрите на фото. Площадь этого аграрного произведения искусства от ирландских фермеров составляет 70 000 кв. км. Ирландцы выращивают… траву, простую траву. Причем, там, где вместо почвы — камни.

Никто не возделает вашу почву лучше вас самих. И не имеет значения, вооружитесь вы трактором или совочком. Копните глубже. Ведь сейчас вы пожинаете урожай, выращенный нашими предшественниками. Вам дали готовые правила и процессы. Но сами вы еще ничего не посадили в своем огороде…

Если вы честны сами с собой и уверены, что делаете свою работу по-настоящему отлично, настройтесь на то, что вам придется закатывать рукава и помогать тем, другим, которые всегда мешают вам создавать выдающуюся работу, понимать ваши идеи и становиться соавторами ваших талантливых проектов. Увы, это нужно делать каждый день – такая профессия. На камнях трава не растет… до определенного времени.

Желаю вам разобраться с собственным временем и научиться, приходя на свою плантацию, говорить себе: “Я могу сделать так, что эта проблема исчезнет!”.

Ну а если мешают камни, заглядывайте сюда для креаторовтуда для менеджеров.

p.s. Кстати, моим единственным читателем в той самой рассылке про тайм-менеджмент была… бухгалтер Аня. Вы сомневаетесь, что бухгалтер может быть звездой? Я – нет.

Настя Гончарова

Комментарии закрыты.